Главная » Как правильно составить

Правильно составить бюджет предприятия

Несложная модель поможет составить бюджет компании с нуля

Анна Кондратенко, специалист по финансам и контроллингу ООО «Урал Лото»

Excel идеально подходит для компаний, планирующих с нуля создать систему бюджетирования. В ООО «Урал Лото» разработали модель в Excel, с помощью которой финансовая служба сможет быстро составить Бюджет доходов и расходов (БДР) и Бюджет движения денежных средств (БДДС). Готовый файл можно скачать здесь .

Данные для бюджетов. Модель представляет собой один рабочий файл, состоящий из восьми связанных между собой листов, и лишь один из них предназначен для ввода и хранения данных. Все плановые данные отражаются в рабочей таблице (Work table). Ее фрагменты рассылаются для заполнения подразделениями компаний. Финансовой службе остается собрать заполненные бюджетные заявки подразделений, проверить их и перенести в рабочую таблицу.

Формирование бюджетов. На основании данных рабочей таблицы автоматически формируются БДР и БДДС. Причем в модели предусмотрено несколько форматов представления этих планов – детализированный с возможностью выборки по отдельным аналитикам и традиционный в целом по компании. Детализированные БДР и БДДС созданы с помощью инструмента Excel «Сводные таблицы». Посредством встроенных фильтров в них можно отобрать интересующие статьи. А чтобы отразить в них изменения, внесенные в рабочую таблицу, потребуется кликнуть правой кнопкой мыши и выбрать из появившегося меню «Обновить».

Лист «detailed PL» позволяет сформировать БДР как в целом по компании, так и по отдельному подразделению. Чтобы получить его, достаточно выбрать в окне «Название бюджета» пункты «БДР» и «В оба бюджета». Если необходим план конкретного подразделения, потребуется ввести его название в окне «ЦФО». Опция «В оба бюджета» предназначена на случай, если цифры одинаковы для обоих бюджетов. Детализированный бюджет движения денежных средств создается аналогично.

БДР и БДДС в целом по компании в отличие от детализированных планов формируются не напрямую из рабочей таблицы, а после промежуточной обработки информации на вспомогательных листах. Первая предназначена для консолидации бюджетных данных по основным статьям расходов и доходов. Поскольку она используется для обоих бюджетов, БДР и БДДС можно сформировать только по очереди, применяя фильтр в соответствующем поле. Во второй консолидируются данные с детализацией «Статья» и «Подстатья первого уровня». Объединенные названия последних приводятся в столбце «Для отчета» в рабочей таблице.

Подготовлено в сотрудничестве
с редакцией журнала «Финансовый директор»

Рекомендуйте статью коллегам:

Комментарии читателей

RomanG 04.10 11:50

СПС, нужная вещь. 29.08 11:52

Спасибо! полезный файл, помог активизировать мозг и создать свою форму!

9.1. Общий бюджет предприятия: структура и принципы составления

Процесс бюджетирования является составной частью. Процесс бюджетирования, или процесса определение будущих действий по формированию и использованию финансовых ресурсов. Финансовые планы обеспечивают взаимосвязь доходов и расходов на основе взаемоувязкы показателей развития предприятия с его финансовыми ресурсами.

Цель финансового планирования - обеспечение процесса производства соответствующими как по объему, так и по структуре финансовыми ресурсами. В ходе достижения цели выделяют следующие основные задачи финансового планирования:

определение объекта планирования;

- Разработка системы финансовых планов с выделением оперативных, административных и стратегических планов;

- Расчет необходимых финансовых ресурсов;

- Расчет объемов и структуры внутреннего и внешнего финансирования, выявление резервов и определение объемов дополнительного финансирования;

- Прогноз доходов и расходов предприятия. Конечно составляют планы стратегические, текущие

Стратегические планы - это брюки генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры организации.

В финансовом аспекте стратегические планы

Бюджетный период, как правило, охватывает краткосрочный аспект планирования (год, квартал), однако бюджеты, связанные с капитальными вложениями, составляются и на более длительный период -

пять, десять и более лет.

Роль и место бюджетирования в общей системе финансового планирования достаточно полно характеризуются функциями бюджета:

планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации. Составление бюджета за

сноване на уточнении и детализации планов на заданный бюджетом период;

- Коммуникация и координация различных подразделений предприятия и видов деятельности, предусматривающий согласование интересов отдельных работников в целом по предприятию для достижения намеченных целей. Бюджет способствует выявлению слабых цепей в организационной структуре, решению проблем коммуникации и распределения ответственности исполнителями;

- Ориентация руководителей всех рангов на достижение задач, поставленных перед центрам ответственности;

- Контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины. Как основу для оценки выполнения плана центрами ответственности лучше использовать именно бюджетные данные, а не отчетные данные прошлых лет. Это связано с тем, что текущая деятельность может отличаться от прошлой изменениями в технологии, составе персонала, ассортименте или новыми общеэкономическими условиями;

- Повышение профессионализма менеджеров. Составление бюджетов способствует детальному изучению деятельности своих подразделений и взаимоотношений между центрами ответственности на предприятии.

Работа по составлению бюджета предусматривает несколько этапов;

1) подготовка прогноза и бюджета продаж;

2) определение ожидаемого объема производства;

3) расчет расходов, связанных с производством и реализацией продукции;

Оперативный) бюджет - это система бюджетов, характеризующих доходы и расходы по операциям, планируемых на предстоящий период для сегмента или отдельной функции организации. Составление общего бюджета начинается именно с операционного бюджета, первым шагом в котором есть бюджет продаж. Целью

и заключительным этапом процесса составления операционного бюджета выступает бюджетный отчет о прибылях и убытках. В ходе составления операционного бюджета формируются бюджеты различных расходов (на закупку сырья и материалов, коммерческих и административных расходов и т.д.)..

Бюджет продаж объединяет информацию об объемах реализации, цены и соответственно о выручку от реализации. Он является отправной точкой всего процесса бюджетирования. Термин «планирование продаж» необходимо отличать от срока прогнозирования

На базе бюджета продаж формируются бюджеты, характеризующие затраты на производство и реализацию продукции или на внедрение нового технологического процесса (бюджет закупки сырья и материалов, бюджеты коммерческих и административных расходов, бюджет по груду и т.д..). Для составления этих бюджетов необходимо:

- Определить объем затрат;

- Сгруппировать расходы с учетом специфики процесса производства и изменений объема реализации продукции;

- Вычислить нормативы (стандарты) общепроизводственных, коммерческих и административных расходов на предстоящий период.

Бюджет капитальных вложений на основе выбранного критерия рентабельности инвестиций определяет,

какие долгосрочные активы необходимо приобрести или построить, Информация, содержится в этом бюджете, влияет на бюджет движения денежных средств (касаясь вопрос выплаты процентов), на бюджетный отчет о прибылях и убытках, на бюджетный бухгалтерский баланс (изменяя величину основных средств и других долгосрочных активов).

Завершающим шагом в процессе подготовки общего бюджета служит разработка бюджетного бухгалтерского баланса, который характеризует изменениями в финансовом и имущественном положении предприятия при условии выполнения запланированных хозяйственных и финансовых операций.

В рамках же управления оборотным капиталом основное внимание уделяется анализу планирование

движения денежных средств.

Библиотека онлайн 2006-2014

Бюджет предприятия

Бюджет предприятия - система взаимосвязанных коммерческих, производственных, хозяйственных и финансовых планов развития организации в целом, так и отдельных структурных подразделений, исходя из текущих и стратегических целей функционирования.

Ограниченность материально-финансовых ресурсов усиливает роль правильного выбора приоритетов деятельности хозяйствующего субъекта. В связи с этим бюджетирование призвано обеспечить конкурентоспособный процесс производства продукции при условии оптимального использования всех ресурсов, эффективное развитие предприятия в соответствии с изменениями внешних условий.

Для российского предпринимательства актуальными являются следующие вопросы, на которые обычно отвечает бюджетирование:

- прогнозирование финансовых результатов хозяйственной деятельности и финансовой состоятельности отдельных видов деятельности и продуктов;

- установление целевых показателей эффективности деятельности и лимитов затрат ресурсов;

- определение наиболее предпочтительных для дальнейшего развития организации бизнес-проектов и решений об уровнях их финансирования из внутренних и внешних источников;

- контроль выполнения бюджетных показателей и анализ эффективности работы структурных подразделений.

В качестве основных требований к разработке бюджета предприятия можно определить следующие принципы:

Принцип точности означает, что бюджет предприятия должен быть составлен с такой степенью точности, которая совместима с определенным уровнем неизвестности, в пределах которого приходится принимать управленческие решения. Планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности компании.

Принцип непрерывности предполагает, что процедура формирования бюджета и контроля его исполнения должна осуществляться постоянно в рамках установленного регламента.

Принцип участия означает, что все заинтересованные лица становятся участником плановой деятельности (центрами планирования) - структурные подразделения или должностные лица, определяющие основные направления развития предприятия в пределах своей компетенции.

Принцип оптимальности подразумевает составление бюджета на основе моделирования и выбора лучшего варианта из нескольких возможных альтернатив.

Принцип пропорциональности означает сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия.

Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта.

Источники: http://www.audit-it.ru/articles/finance/a106/357093.html, http://readbookz.com/pbooks/book-14/ru/chapter-855/, http://www.cis2000.ru/Budgeting/BudgetEnterprise.shtml

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения