Главная » Как правильно сделать

Как правильно сделать яму в гараже

Как сделать смотровую яму в гараже?

Как составить проект?

Для того чтобы сделать удобную и безопасную смотровую яму своими руками, прежде всего нужно определиться с ее размерами. Стандартная ее ширина обычно составляет 70 - 80см. Наиболее подходящий размер выбирают, руководствуясь особенностями ходовой части самого автомобиля. Важно, чтобы от стенок ямы до его колес оставалось хотя бы по 15см пространства.

Длина ямы также определяется длиной автомобиля. Обычно данный показатель составляет не менее 2м. Однако лучше всего, если яма будет длиннее машины хотя бы на метр. Глубину определяют с учетом собственного роста. От головы стоящего в яме человека до днища автомобиля должно оставаться расстояние хотя бы в 15-20см.

Разумеется, дополнительно нужно будет оставить место на припуски. Толщина стен ямы обычно составляет 20см. То есть на припуск нужно оставить 40см. Толщина пола – 20-25см.

Совет: В стенах ямы обязательно стоит сделать специальные ниши, предназначенные для хранения запчастей от автомобиля и инструментов. Лестницу для спуска в яму можно использовать приставную.

Итак, как же сделать смотровую яму в гараже? Начинают работу с выполнения разметки. Далее приступают собственно к выемке грунта. Часть его нужно будет оставить в гараже. Он пригодится для обратной засыпки стенок по окончании их заливки. После того как яма будет выкопана, ее пол тщательно выравнивают и засыпают слоем щебня с трамбовкой.

Заливка стен и пола

Заливается смотровая яма в гараже в несколько этапов:

  • На щебень насыпается слой песка в 5см.
  • Далее на пол нужно положить рубероид с нахлестом на стены в 15см.
  • Заливают рубероид тонким слоем бетона.
  • После его схватывания укладывают металлическую армирующую сетку.
  • Заливают все цементной смесью. Толщина бетонного слоя на полу не должна быть меньше 6см.
  • После того как смесь на полу хорошо схватится, стенки ямы обмазывают глиной и обтягивают рубероидом или пленкой.
  • Далее устанавливают съемную опалубку. При ее сборке нужно предусмотреть места под ниши для инструментов.
  • Цементный раствор в опалубку заливают слоями по 30-40см с трамбовкой штыковой лопатой.
  • В каждый такой слой нужно будет устанавливать полоску металлической сетки. Если поставить ее сразу по всей высоте стен, она будет мешать закладывать и трамбовать смесь.

После того как стенки будут полностью вылиты, поверх нужно будет установить закладную раму. В качестве крепежей анкеров в этом случае используются пруты длиной в 50см.

Важно: Раму нужно ставить таким образом, чтобы по краю стенок получился бортик из полки уголка. Таким образом устраивается страховочный поребрик, препятствующий попаданию колес автомобиля в яму. Впоследствии он будет служить еще и «обоймой» для дощатого настила.

После схватывания бетона выполняют обратную засыпку стен. Грунт нужно тщательно утрамбовать, присыпать щебнем и подбетонировать вровень с полом. На заключительном этапе яма накрывается дощатым настилом. Лучше всего сбить щит из досок, установить его на петли и приделать ручку, удобной конструкции. Далее в яму проводят провода для освещения (в гофротрубах), устанавливают розетку в герметичном корпусе и вешают лампочку.

После прохождения этого этапа работу можно считать завершенной. Как видите, сделать смотровую яму в гараже совершенно несложно.

Смотровая яма в гараже своими руками: расчет размеров и пошаговая инструкция по строительству

Смотровая яма в гараже своими руками: расчет размеров и пошаговая инструкция по строительству

Из-за все большего внедрения электроники в современные автомобили ремонтировать их стало на порядок сложнее. Однако остались еще те автовладельцы, которые обслуживают своих железных коней целиком и полностью сами.

Именно смотровая яма дает возможность без очереди, в спокойной обстановке и в любое время своими глазами оценить состояние своего авто. Да что там говорить – без смотровой ямы даже масло неудобно менять.

Преимущества и недостатки смотровой ямы

Помимо ремонта машины, смотровая яма позволяет расширить площади хранения

Наличие ямы в своем гараже – это, несомненно, плюс. В яме можно самостоятельно осуществлять осмотр различных узлов авто, не обращаясь за помощью к специалистам. К тому же, самостоятельный технический осмотр и обслуживание – это экономия денежных средств.

Достаточно подсчитать сколько раз за год менялось масло, и умножить эту цифру на цену данной услуги в автосервисе – получится хорошая сумма. В яме удобно хранить запчасти и наборы для ремонта, особенно, когда сам гараж имеет небольшую площадь.

Основной опасностью для смотровой ямы является близкое расположение грунтовых вод. Избыток влаги не только может негативно повлиять на геометрию ямы, но и отрицательно сказаться на состоянии автомобиля.

Статью о том, как изготовить гаражный верстак, читайте здесь.

Габаритные размеры

3d схема смотровой ямы

Определяясь с размерами будущей смотровой ямы, необходимо учитывать параметры автомобиля или автомобилей, если у вас их несколько. Чтобы было удобно спускаться в яму, в длину ее необходимо делать больше на пару метров, чем сам автомобиль.

Глубина определяется исходя из того, в каком положении вам удобно работать в яме. Ширина ямы высчитывается в зависимости от ширины колеи колес. Не следует ориентироваться на это число с точностью до сантиметра, потому как потом заезжать в гараж будет очень тяжело.

Однако и слишком узкой яму делать не стоит – проводить ремонтные работы и даже элементарно разворачиваться в ней будет крайне затруднительно. Оптимальная ширина – 70 см.

Этапы строительства

Монтаж обрамляющих уголков смотровой ямы

Строительство ямы в гараже сводится к пяти основным этапам:
  • отметка границ участка и определение размеров ямы;
  • рытье ямы;
  • установка гидроизоляционных элементов;
  • обтяжка и полное обустройство пола;
  • выкладка стен камнем или другим материалом.
Рассмотрим все этапы более подробно.
  1. Для правильного осуществления первого этапа строительства необходимо в первую очередь определиться с тем, какой материал будет использоваться для выкладки стен ямы. Так, например, если в качестве такового выбран кирпич, то при разметке границ ямы необходимо учитывать также и ширину камня.
  2. Так как смотровая яма представляет собой сравнительно небольшое сооружение, то его рытье осуществляется вручную. После получения необходимых размеров ямы, его стены и пол необходимо максимально выровнять, тем самым значительно упростив осуществление дальнейших действий.
  3. Непосредственно перед укладкой гидроизоляции пол ямы следует покрыть слоем уплотняющего материала, например гравия. В некоторых случаях строители делают так называемый «пирог» из поочередно выложенного щебня и песка.
Затем на этот слой укладывается стальная сетка, которая будет осуществлять функцию арматуры. После всех этих работ производится непосредственная укладка рубероида и последующее промазывание его краев битумной мастикой.
  • После завершения работ с обработкой пола, следует переходить к возведению стен, что станет заключительным этапом строительных работ. Для возведения стен чаще всего используется кирпич, реже – заливка бетона в опалубку.
  • Изготовление направляющих для заезда авто.
  • Советы опытных строителей: еще на этапе рытья ямы необходимо предусмотреть места, которые потом послужат полками для хранения инструментов. Кроме того, необходимо продумать схему будущего освещения ямы.

    Тепло- и гидроизоляция

    Выкладка прижимных стен смотровой ямы

    Помимо пола необходимо также провести гидроизоляцию стен ямы для того, чтобы избежать попадания влаги из почвы. Для этого на оштукатуренную поверхность стен по всей площади наклеивают на битумную мастику несколько рулонов рубероида. После этого кладут еще один ряд из кирпича – эта стена будет выполнять прижимную функцию.

    Кроме этого, необходимо осуществить еще и теплоизоляцию ямы. Теплоизоляция сглаживает перепады температур, и, как следствие, благоприятно сказывается на влаговыделении.

    Самый оптимальный и, пожалуй, единственный качественный материал для этих целей – пеноплекс. который продается листами. Он не намокает и не гниет с течением времени и легко крепится клеящим составом к любой поверхности.

    Статью о том, как сделать подъемные ворота для гаража своими руками, читайте здесь.

    Домкрат

    Даже после проведения всех вышеописанных работ смотровую яму нельзя назвать полноценной. Основная часть всех ремонтных работ ходовой части автомобиля требует вывешивания колес. Все ямные домкраты (траверсы) классифицируют по типу подвешивания колес и принципу действия.

    Вещь, несомненно, удобная, однако, стоят они приличных денег. И если покупка подобного оборудования не планируется, то необходимо еще на этапе разметки предусмотреть на верхней поверхности ямы место для обычного автомобильного домкрата.

    Таким образом, смотровая яма – необходимая часть любого гаража. Она может значительно облегчить ремонт автомобиля и в то же время стать дополнительным пространством для складирования различных запасных частей. Опираясь на наш план строительства, и соблюдая все нюансы, можно легко построить смотровую яму самостоятельно.

    Смотрите видео, где пошагово показаны этапы строительства смотровой ямы в гараже своими руками:

    Как сделать смотровую яму в гараже своими руками

    Законченное гаражное сооружение должно быть оснащено всеми необходимыми атрибутами, обеспечивающими не только нормальные условия содержания автомобиля, но и позволяющими производить его осмотр и ремонт. Речь в этой статье пойдёт о смотровой яме, которая позволит автолюбителю самостоятельно обследовать ходовую часть и днище машины. Перед тем, как сделать смотровую яму в гараже своими руками, постарайтесь ознакомиться с требованиями строительных нормативных документов, руководствуясь которыми, вы сможете создать требуемые условия для содержания и обслуживания автомобиля.

    Габариты

    При выборе линейных параметров смотровой ямы должны быть учтены размеры вашего гаражного строения, а также габариты хранимого в нём автомобиля. Глубина такой ямы должна быть достаточной комфортной для того, чтобы обеспечивать свободный доступ владельца, а также нормальные условия работы в ней.

    Минимальная длина ямы выбирается обычно исходя из длины машины плюс 1 метр. В гаражах с достаточной площадью для попадания в яму можно сделать стационарные ступеньки; для всех иных случаев рекомендуется использовать простую приставную лестницу. Но при любом варианте доступа не следует забывать о том, что спуск в яму должен быть безопасным.

    Оптимальная ширина смотровой ямы под автомобиль должна составлять около 75-80см, а её глубину выбирают исходя из роста хозяина плюс 10-15см. При закладывании ширины следует учесть место под ниши, используемые обычно для хранения подсобного инвентаря (инструментов, деталей и приспособлений).

    Подготовка котлована

    При обустройстве котлована под яму необходимо учесть следующие рабочие моменты:

    • При подготовке котлована к выбранной ранее ширине ямы добавляется размер двух стенок, толщина каждой из которых составляет примерно 20 см. Аналогично высчитывается и глубина котлована, т.е. к выбранной ранее глубине ямы добавляется толщина пола (20 см). Подобным же образом выбирается и его длина, но при этом учитывается запас, требуемый для организации спуска.
    • Дно котлована засыпается слоем гравия толщиной 10 см. и песка (5 см), после чего получившаяся подсыпка тщательно утрамбовывается. В условиях с грунтом высокой влажности сверху желательно уложить слой жирной глины, которая будет играть роль гидроизоляции. Сразу после этого вы можете приступать к заливке бетона .
    • Стены котлована также следует обмазать глиной и закрепить на них полиэтиленовую плёнку, используемую в качестве гидроизоляции. После этого по всему периметру котлована делается деревянная опалубка съёмного типа, фиксируемая специальными распорками и подкосами. В целях повышения прочности стен всю конструкцию можно усилить с помощью сетки рабицы. Затем в опалубку заливают специально подготовленный раствор, тщательно уплотняя его по мере заливки.

    Ещё одним распространённым способом отделки стен смотровой ямы является использование для этих целей обычной кирпичной кладки. Ну а для любителей экономичных решений специалисты предлагают вариант, при котором стены закрываются рубероидом, а затем обшиваются плоским шифером или промасленными досками.

    Материалы для гидроизоляции и утепления

    При изготовлении смотровой ямы в гараже, должное внимание следует уделить и её гидроизоляции. Среди известных гидроизоляционных материалов самым дешёвым и доступным является, как известно, обыкновенный битум. А самыми распространенными видами покрытий, изготавливаемых на основе битума, являются:

    Как и сам гараж, смотровая яма также нуждается в утеплении, что позволяет сэкономить на обогреве и избежать лишних расходов на электроэнергию.

    В качестве утеплителя, наиболее подходящего для наших целей, выбираем пенополистирол, который отличается следующими замечательными характеристиками:

    • повышенная устойчивость к гниению;
    • высокая водонепроницаемость;
    • простота нанесения на отделочный материал (путём наклеивания).

    Для стен чаще всего используется материал марки ПСБ-С-25, а для пола лучше выбрать марку ПСБ-С-35.

    Освещение и вентиляция

    Проведение работ в яме невозможно без наличия в ней специального освещения, для организации которого используются специальные светильники или «переноски», питающиеся от напряжения значением не выше 36 В. Особо отметим, что обустройство розеток в яме недопустимо, поскольку это считается грубейшим нарушением требований техники безопасности.

    Как и в любом подземном сооружении, в гаражной яме возможно присутствие высокой влажности и не очень приятных запахов. Поэтому устройство в ней простейшей вентиляции вряд ли может считаться излишеством. Для подготовки такой вентиляции вам достаточно взять гибкий воздуховод и проложить его под землей таким образом, чтобы выход располагался на поверхности (на 20-25см. выше уровня пола гаража).

    Видео

    Хотите иметь возможность при необходимости закрывать яму, чтобы в нее никто не упал? Предлагаем вам ознакомиться с видеоматериалом, посвященным тому, как оборудовать удобные ручки для закрывающих яму крышек.

    Источники: http://postroju-dom.ru/stroitelnye-sovety/63-kak-sdelat-smotrovuyu-yamu-v-garazhe, http://6sotok-dom.com/postrojki/garazh/smotrovaya-yama-svoimi-rukami.html, http://www.stroitelstvosovety.ru/drugoe/kak-sdelat-smotrovuju-jamu-v-garazhe

    Комментариев пока нет!

    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр внизу: код подтверждения