Главная » Как правильно подключить

Как правильно подключить генератор на тракторе

Генератор МТЗ-80: Схема подключения и профилактика неисправностей

Практически в любом транспортном или рабочем средстве на колёсах существует два источника питания - аккумулятор и генератор. Автомобили нас не интересуют, а вот генератор МТЗ очень даже интересен, и именно его мы подробно рассмотрим.

Как абсолютно любой генератор, тракторный строго придерживается тех же целей - преобразование одного вида энергии в другой. Конкретно, механической в электрическую, что успешно выполняет от вращения коленвала, как и на другой технике.

Принцип работы этого устройства в тракторной технике

Если говорить откровенно, то он вообще ничем не отличается, кроме внешнего вида, габаритов (размеров), способов подключения и ещё несколькими нюансами.

Генератор МТЗ - 80 - это всегда трёхфазное устройство с односторонним возбуждением электромагнита, которое называется Г306 - Д (прочие модификации: Г - 306А, Г - 304А).

Для адекватной работы генератору Г306 - Д требуется постоянный ток, именно поэтому в самом генераторе ток проходит через трёхфазный выпрямитель, превращаясь в постоянный из переменного. Основные детали Г306 - Д, устанавливаемых на белорусских тракторах марки МТЗ - 80, 82 и аналогичных моделях - это статическое устройство и роторное (статор и ротор).

Статор этой модели изготавливается из нескольких электротехнических стальных листов, а трёхфазная катушка с обмоткой крепится изнутри к выступу. Ротор выполнен по аналогичной технологии и выглядит, как звезда с шестью углами, напрессованная на вал, где и крепится.

Подробную детальную схему генератора Г306 - Д вы можете увидеть на рисунке:

1 - Крышка регулирующего устройства; 2 - Винт; 3 - Шайба; 4 - Шайба; 5 - Гайка; 6- Шайба; 7 - Шайба; 8 - Гайка; 9 - Шайба; 10 - Шайба; 11 - Шайба изоляционная; 12 - Изолятор; 13 - Крышка задняя; 14 - Панель выводов; 15 - Болт М6х53; 16 - Выпрямитель; 17 - Втулка распорная; 18 - Болт М4х27,5; 19 - Изолятор фазный; 20 - Втулка разрезная; 21 - Катушка возбуждения; 22 - Болт стяжной; 23 - Шарикоподшипник; 24 - Винт; 25 - Гайка; 26 - Шайба; 27 - Шкив (одноручьевой); 28 - Вентилятор; 29 - Винт; 30 - Крышка подшипника; 31 - Шарикоподшипник; 32 - Болт; 33 - Крышка передняя; 34 - Щиток; 35 - Болт; 36 - Шайба; 37 - Втулка ротора; 38 - Гайка; 39 - Шайба; 40 - Шайба; 41 - Болт; 42 - Гайка; 43 - Болт; 44 - Кронштейн генератора; 45 - Растяжка; 46 - Ротор; 47 - Гайка; 48 - Статор; 49 - Планка; 50 - Болт; 51 - Шайба упорная; 52 - Винт М8х28; 53 - Регулирующее устройство.

Схема подключения электроцепи трактора МТЗ - 80, 82 и его модификаций:

Профилактический осмотр генератора

Основным условием правильной и надёжной работы этого устройства всегда остаётся внимательный осмотр и генератор МТЗ здесь не исключение. Необходимо постоянно следить за качественным креплением проводов и самого генератора, натяжением ремня и даже банальной чистотой деталей.

Иными словами, требуется чистить от грязи и пыли корпус, если таковые обнаружены на нём. Смотреть за приборным щитком, где присутствует световой индикатор (лампочка). Перед пуском двигателя лампочка, естественно, должна загораться. При появлении неисправностей замыкание массы ничего не даст, ибо лампочка индикатора либо совсем не будет гореть, либо загорится в пол силы (индикация и яркость зависит от конкретной модели трактора).

На исправность генератор МТЗ проверяется исключительно при заглушённом и остывшем моторе трактора, предварительно отключив от него все провода и клеммы. Проверка осуществляется лампой на 12 вольт и аккумуляторной батареей.

Признаки неисправности обмотки статора

Для начала, неплохо бы узнать, какие подключения применяются у этого устройства. Дело это простое: минусовой провод аккумуляторной батареи крепится к клемме М генератора, а плюсовой через контрольную лампу к клемме Ш .

  1. Как уже говорилось выше, при неисправной обмотке лампочка индикатора на приборной панели гореть не будет, либо будет гореть очень слабо. К тому же, сила тока не превысит 3-3.5 ампера.
  2. Если лампочка совсем не горит (независимо от модификации двигателя трактора), значит обмотка просто разорвана, сгнила, окислилась (нужно подчеркнуть).
  3. Меняем подключение. Клемму минус АКБ кидаем на любую клемму генератора, а клемму плюс снова через лампочку индикатора к клемме В генератора.

Загораться при таком подключении лампа не будет, но. Если она умудрилась включиться, значит:

  • коротнул один диод или сразу несколько;
  • между теплопроводом и выпрямителем пробило изоляцию;
  • на корпусе генератора замкнуло провод плюс .

Рекомендации

Как говорится, не уверен - не обгоняй. Если вы не можете гарантировать свои познания в электротехнике, то браться за проверку (а тем паче, за ремонт) не следует.

Ни в коем случае (даже на одну секунду, в виде проверки искры) не соединяйте клеммы Ш и В с регулятором массы - возможен окончательный сбой и поломка.

Генератор трактора Т-40: схема и ремонт

После запуска трактора питания всех электрических приборов происходит не от аккумуляторной батареи, а от генератора, также он заряжает сам аккумулятор. Если данный механизм выходит со строя, то временно все работает от аккумулятора пока он не разрядится полностью. Следовательно, генератор является одной из важных частей общей конструкции трактора Т-40, и сегодня мы рассмотрим его схему, возможные поломки и правильные методы регулировки.

Генератор трактора Т-40

Базово генератор сделан по типу трехфазной бесконтактной электромашины, с односторонним электромагнитным возбуждением и регулятором напряжения, а также встроенные выпрямителем.

Ниже мы приведем общее строение генератора Т-40

На задней стороне находятся клеммы «Д» и «+», которые необходимы для подключения потребителей напряжения и приборов, а также тумблер для сезонной регулировки. Параллельно с генератором работает и аккумулятор, который заряжается.

Технические характеристики и схема генератора Т-40

Давайте рассмотрим схему конструкции генератора трактора Т-40

Рекомендации по эксплуатации

Во время сварочных работ, строя предотвращения поломки генератора со встроенным интегральным регулятором напряжения нужно отключать его от «массы».

Для увеличения срока работы механизма выполняйте данные советы:

  • Не подсоединяйте клеммы аккумулятора обратно полярности, что не выведет из строя регулятор напряжения генератора;
  • Не стоит производить запуск если напряжении в системе более 13 В;
  • Категорически нельзя мыть генератор растворами, которые содержат обезжиривающие средства, а также бензином;
  • Нельзя допускать сушку или перегрев генератора более 90 ºC
  • Не проверяйте механизм путем замыкания вывода на «массу» и вывода регулятор напряжения;
  • Нельзя проверять наличии тока при снятом аккумуляторе;

    Важно! Общее состояние генератора можно проверить с помощью контрольной лампы включении «массы», которая находиться на приборной панели слева.

    Перед стартом двигателя и включения «массы» лампа должна загореться, если все в порядке, то она потухнет в течении пары секунд.

    Контрольная лампа загорается после включения «массы» перед запуском двигателя. В случае, если генератор исправен, контрольная лампа потухнет после того, как заведется двигатель.

    Рекомендуем почитать еще

    как его подключить, чтобы получился станок для заточки (допустим коньков)?

    Неисправности генератора трактора МТЗ-82

    Если при номинальной частоте вращения коленчатого вала дизеля амперметр показывает разрядный ток, это указывает на слабое натяжение ремня генератора, обрыв проводов в цепи питания обмотки возбуждения, окисление зажимов под-соединительных проводов.

    Данная неисправность может быть также следствием межвиткового замыкания или обрыва витков в обмотке возбуждения, замыкания обмотки статора на корпус, пробоя диодов обратной или прямой полярности выпрямителя.

    На большой зарядный ток может оказывать влияние неисправность аккумуляторной батареи при коротком замыкании пластин, вследствие чего уменьшается внутреннее сопротивление аккумулятора.

    Шум и стуки в генераторе указывают на ослабление затяжки гайки крепления шкива привода генератора, разрушение шарикоподшипников или износ их посадочных мест, в результате чего ротор задевает за статор.

    Для проверки генератора 464.3701 на тракторе включают потребители электроэнергии, устанавливают частоту вращения коленчатого вала дизеля, близкую к номинальной, подключают вольтамперметр КИ-1093 между выводом «+» и незакрашенным местом корпуса генератора (рис. 2.2.1) и, плавно увеличивая ток нагрузки до 30 А, замеряют величину напряжения, которая должна быть не менее 12,5 В.

    Рис. 2.2.1. Схема проверки напряжения отдачи генератора под нагрузкой на тракторе:
    1 — генератор; 2 — вольтамперметр КИ-1003

    Если напряжение генератора значительно отличается от номинального или отсутствует при отключении аккумуляторной батареи, генератор снимают для проверки и замены. Проверку генератора проводят следующим образом.

    Предварительно проверяют исправность основных элементов генератора с помощью контрольной лампы напряжением 12 В,

    Для этого снимают заднюю пластмассовую крышку и интегральное устройство (ИУ), освобождают выводы катушки возбуждения и дополнительного выпрямителя с болтов панели выводов. Затем приступают к проверкам на отсутствие короткого замыкания в диодах или между обмотками и корпусом генератора (рис. 2.2.2).

    Рис. 2.2.2. Схемы проверки генератора на отсутствие короткого замыкания
    а — диодов выпрямительного блока; б — обмотки статора и диодов обратной полярности; в — диодов прямой полярности; г — диодов дополнительного выпрямителя; д — обмотки возбуждения на корпус генератора;
    1 — корпус генератора; 2 — клемма «+»; 3 — клемма «Ш»; 4 — выводы фаз выпрямительного блока; 5 — аккумуляторная батарея; 6 — клемма «Д»; 7 — клемма вывода конца обмотки возбуждения; 8 — клемма вывода начала обмотки возбуждения; 9 — контрольная лампа

    В случае короткого замыкания диодов, обмотки или пробоя на корпус контрольная лампа должна загораться. При дефектах изоляции обмоток и неисправностях диодов генератор заменяют. Испытания генератора проводят на контрольно-испытательных стендах КИ-968 или 532М.

    Вначале проверяют напряжение, вырабатываемое генератором без нагрузки. Оно должно быть не менее 12,5 В при частоте вращения ротора не более 1400 мин -1. Затем контролируют напряжение, вырабатываемое генератором под нагрузкой, при токе нагрузки 36 А и частоте вращения ротора 3000 мин -1. Оно также должно быть не менее 12,5 В.

    Чтобы проверить интегральное устройство, ток нагрузки уменьшают до 5 А, а частоту вращения ротора устанавливают 3000 ± 100 мин -1. При установке переключателя посезонной регулировки (ППР) в положение «Л» (лето) напряжение, вырабатываемое генераторам, должно быть 13,2—14,1 В. При установке ППР в положение «З» (зима) напряжение должно быть 14,3—15,2 В. В случае отклонений от указанных пределов интегральное устройство заменяют.

  • Источники: http://mtz-80.ru/dvigatel/generator-mtz-80-shema, http://agromania.com.ua/generator-traktora-t-40-sxema-i-remont/, http://www.mtz1.ru/documents/art/repair_82/repair_13.htm

    Комментариев пока нет!

    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр внизу: код подтверждения