Главная » Как правильно дышать

Вокальное дыхание как правильно дышать

Дыхание в вокале

Дыхание в вокале проявляется на выступлении певцов. Правильное дыхание в вокале четко видно у тех певцов, которые учились по классу вокала и имеют музыкальное образование. В пении оно играет огромную роль, так как при не соблюдении дыхательной техники, артист рискует закончить концерт провалом. Обуславливается это тем, что дыхание артиста влияет почти на все, особенно, если репертуар певца трудный с точки зрения вытягивания высоких или низких нот.

Также существует много артистов, у которых невозможно заметить при пении ни движения грудной клетки ни набора дыхания. Относится это все в первую очередь к тем людям, у которых при рождении имеется большой объем легких и отличная от других грудная клетка в целом. Но это все не так важно, главное то, что каким бы не был человек, ему все равно приходится соблюдать правильную технику дыхания и добиваться её совершенства. Даже самый плохой певец, может добиваться хороших результатов, если он правильно дышит при исполнении песни, поэтому ставьте это правило на первые роли своей работы над собой.

Многие начинающие певцы думают, что если они начали петь, значит сразу надо искать пособия по вокалу и.т.д. Нет, это все ошибки. На самом деле, если вы довольны собой и не чувствуете затруднения в голосе при длительном пении, то учиться на вокалиста вам совсем не обязательно, самое главное чувствовать комфорт при исполнении композиции и уметь продлевать пение, независимо от того, сколько будет длиться концерт.

Не обращайте внимание на то, какие вам прививают правила пения другие люди, у каждого это происходит по разному. Вот например, одним из самых распространенных стереотипов в пении, считается, что грудь должна быть приподнята и хорошо развернута, а живот при этом хорошо втянут, но какие бы мы правила не старались узаконить, мы все равно не найдем ничего стандартного, которое подходило бы всем людям.

Немного истории.

Если вспомнить немного истории, то в голову сразу приходит итальянское вокальное искусство, в котором дыхание играло достаточно большую роль. В то время, когда певцы ставили в акцент техник трелей, рулад, пассажей и каденций, они прекрасно справлялись со своей популярности, показывая слушателю свое долгое, певческое дыхание. Все они владели длительным дыханием, которого добивались с помощью хорошей развитости своей грудной клетки. Г. Манштейн говорил, что вдох при пении вокалиста, должен быть без толчков и без участия раздутости живота, грудь при этом должна быть в незаметном движении и тем самым, помогая певцу сохранить как можно больше воздуха для протяженного пения.

Вторая половина двадцатого века, поставила в итальянском вокале, новые типы пения. Теперь уже они основывались на более полном вдохе вокалиста и тип его дыхания, стал более низким. Ф. Ламперти обращал внимание на то, что при пении, плечи певца должны медленно опускаться вниз расширяя грудобрюшную преграду. Этот называемый грудодиафрагматическим типом дыхания, был характерен для применения во всех школах вокала в середине двадцатого века.

Вообще, отечественные артисты используют довольно смешанный тип дыхания, в котором берут участие как грудная клетка, так и диафрагма в разном соотношении. Вокалист, который ищет для себя приемлемую технику дыхания, обращается в первую очередь к традиционным типам дыхания:

1. Грудной тип (костальный, реберный) - разновидность (ключичное - верхнегрудное, клавикулярное). Это дыхание происходит за счет поднятия и опускания грудной клетки, а диафрагма медленно движется за ее движением. Живот при этом типе дыхании втягивается, а ключицы с плечами поднимаются.

2. Грудобрюшной тип - 1 (костоабдоминальный, нижнереберно-диафрагматический). Тоже самое, только здесь преобладает брюшное дыхание. Грудобрюшное тип - 2 (абдоминальный, диафрагматический). При этом типе дыхания, грудная клетка должна быть неподвижна. Вдох должен производиться опускание диафрагмы с выпячиванием живота вперед.

Существуют педагоги, которые считают, что на пение хорошо влияет работа тазовой диафрагмы. Но, спустя некоторое время, многие пришли к выводу, что это никак не влияет на пение, а возникло оно из-за того, что у многих из них при дыхании в вокале возникало чувствительность в этой области тела. Именно поэтому они решили, что это как-то способствует улучшению дыхания при исполнении вокала.

Вокальная практика многих людей показывает, что добиться совершенного звучания голоса, можно независимо от того, какую технику дыхания использует тот или иной певец. Все зависит прежде всего от самого певца и его умение владеть всеми частями своего тела, которые способствуют хорошему звучанию его голоса. Очень часто происходит так, что сам вокалист абсолютно не знает какой тип дыхания он использует в своем пении, это обычно определяет специальная аппаратура и то, по желанию самого вокалиста.

Практические выводы:

Прочитав всю статью, можно прийти к выводу, что важную роль в вокале играет не сам тип вдоха, а его правильная организация. Каждый вокалист ищет нужный ему тип дыхания и определяет каким именно ему лучше пользоваться. Примите во внимание то, что выдох вокалиста, должен быть активным.

Скорее всего я сейчас буду говорить о весьма очевидных вещах. Само собой, невозможно отделить дыхание от пения. Без него в принципе невозможен звук. Тем, кто начинает петь с нуля, педагог первым делом объясняет принцип правильного дыхания. Затем начинаются нудные дыхательные упражнения, которые для многих могут показаться ненужными и безрезультатными. Как ни странно, очень многие люди дышат неправильно. Возникает сам собой вопрос - как же нужно дышать? Правильным считается так называемое диафрагменное дыхание. Посмотрите на иллюстрацию:

здесь изображена диафрагма человека. По форме она напоминает парашют. Рисунок взят с http://whyfiles.org/204endurance_training/2.html

Что же такое диафрагма? Цитата из медицинского справочника:


Диафрагма - тонкая мышечно-сухожильная перегородка, изогнутая в виде купола, обращенного выпуклой поверхностью в грудную полость, которая отделяет ее от брюшной полости. мышечные пучки, конвергируя вверх, к диафрагме, переходят в ее сухожильный центр. Диафрагма с обеих сторон начинается от внутренних поверхностей хрящей и прилежащей костной части vii-xii ребер, задней поверхности мечевидного отростка грудины и передней поверхности поясничных позвонков. В диафрагме существует несколько отверстий, через которые проходят пищевод, кровеносные сосуды и нервы. Диафрагма играет важную роль в процессе дыхания. При сокращении диафрагмы ее купол уплощается, благодаря чему объем грудной полости увеличивается (при вдохе). При каждом выдохе она расслабляется и восстанавливает свою куполообразную форму.

Если говорить простым языком - диафрагма отделяет наши внутренности от лёгких. Одно из проявлений действия диафрагмы обнаруживается при кашле или смехе. При этом бока и живот выступают вперёд. Двигаясь вниз диафрагма вытесняет внутренности и поэтому живот и бока немного выступают наружу. Таким образом заполняются воздухом нижние отделы лёгких, которые в повседневной жизни мы используем мало. Диафрагменное дыхание и есть правильное дыхание, которому вы должны научиться. Как показывает практика, диафрагменное дыхание намного эффективнее, чем грудное. Кстати, йоги практикуют именно диафрагменное дыхания, добиваясь поразительных результатов. Это сохраняет энергию, и, что самое главное, даёт вам больше контроля над голосом.

Многие считают, что диафрагменное дыхание нужно, чтобы взять побольше воздуха, но это не совсем так. Если вы поёте правильно, то даже длинная фраза не потребует от вас полного заполнения лёгких. Более того, черезмерное количество воздуха будет способствовать появлению зажимов, так как вы будете тратить силы на то, чтобы удержать весь объём внутри, как надутый до предела шарик.

Диафрагма используется в пении так же активно, как и связки, а именно - для удержания опоры, управляемого вибрато, динамики - всего, что в сумме составляет поставленный голос. Обучаясь диафрагменному типу дыхания мы учимся контролировать свой голосовой аппарат.

Типичная ошибка начинающих вокалистов - поднятие плеч при вдохе. Это так называемое ключичное дыхание, при этом блокируется и зажимается шея, что крайне нежелательно в пении. Часто это является показателем того, что вы набираете слишком много воздуха.

Проконтролируйте работу диафрагмы: в горизонтальном положении(на кровати, наример, или на полу) положите ладонь чуть ниже солнечного сплетения. Это место должно подниматься, когда вы вдыхаете. Если не получается попробуйте упереться животом во что-нибудь устойчивое (например в рояль) обе руки прижмите плотно к бокам. Теперь попробуйте пропускать воздух сквозь зубы на звук с-с-с-стх последний тых должен быть сильным, как будто вы беззвучно кашляете. В результате вы должны увидеть, что ваш живот резко увеличивается, отталкивая вас. Полезно выполнять такие упражнения время от времени.

В общем, говоря по-простому, принцип работы такой - отпускаете живот и бока наружу, раздуваете их и воздух сам набирается куда надо, при этом нельзя забывать про плечи. На этих картинках схематически показана работа диафрагмы на вдохе и выдохе.

Правильное дыхание - один из главных навыков, которые вы должны освоить как вокалист. Помните главное - не нужно набирать слишком много воздуха. У вас не должно возникать чувства дискомфорта, и если вы чувствуете, что напрягаетесь, значит что-то не так. Наиболее активно, выявленно диафрагма работает в самых динамичных, мощных песнях, особенно в роке. Если вы пытаетесь давить, доставать ноты силком, одним лишь напряжением связок, то можете потерять голос. Конечно само по себе одно лишь дыхание не решает всех вокальных проблем и даже при правильном дыхании могут быть трудности со звукоизвлечением. Но это уже другая история.

Внимание, никакие материалы с этого сайта не могут быть использованы без ссылки на источник!

Posted by Павел Пономарёв at 9:25


Домашние мельницы - ручные и электрические, они позволяют печь цельнозерновой хлеб, делать настоящую лапшу (есть и машины для домашних макарон), и много-многое другое! В продаже здесь. А почитать о них подробнее можно здесь .



Выбираем хорошие и удобные соковыжималки - это незаменимые помощники для тех, кто занимается здоровым питанием.


Как живые мягкие игрушки Мягкие игрушки Hansa шьются и набиваются вручную, максимальная реалистичность образа - они как живые! my-shop.ru Зернодавилки Зернодавилки для хлопьев мюсли, а также домашние мельницы для помола зерна, гороха. Здоровое питание. mukomolka.ru

Вокальное дыхание

Чтобы легче разобраться с премудростями вокального дыхания, а для многих ( особенно начинающих ) оно становиться камнем преткновения, давайте сравним его с обычным и найдём как общие черты, так и различия. Общее: вдох и выдох. Различия лучше проанализировать, изучив таблицу.

Человек рождается со знанием лучшего способа дыхания. Если положить маленького ребёнка на спину и посмотреть, как он дышит, то вы обратите внимание на то, что его грудь практически неподвижна, а живот постоянно подымается вверх и вниз, а значит делает глубокое диафрагменное дыхание! Диафрагма отделяет грудную полость от брюшной и, являясь самой сильной и основной мышцей, помогает сперва наполнять, а затем освобождать лёгкие от воздуха.

Григ Чайлдерс пишет: «С возрастом в нас растёт нервное напряжение, и наши внутренние органы, в том числе мышцы диафрагмы, начинают всё больше и больше напрягаться. Поэтому дыхание останавливается посреди груди и мы используем лёгкие всего на 20%, потому что дышим лишь их верхней частью». Несмотря на то, что в вокальной школе различают грудной, грудо-брюшной типы дыхания, но общепринятым является нижнерёберно-диафрагматический тип, при котором на вдохе раздвигаются нижние рёбра по всей окружности, а подложечная область слегка выпячивается вперёд. Звучит страшно, но на самом деле получается совершенно естественно, а главное полезно и для вокала, и для здоровья. Определить, каким типом дыхания пользуетесь вы, довольно легко. Лёжа на спине, соедините кисти рук в замке и положите на живот (можно использовать книгу).

Дышите так, как вам удобно и привычно, но при этом обратите внимание на то, какая часть тела принимает большее участие. Если при вдохе поднимается грудь, значит у вас грудной тип дыхания, а если живот, тогда диафрагматический. Получилось? Теперь переходим ко вдоху, – именно с него начинается традиционное вокальное обучение. Пение начинается с глубокого носового вдоха ( заметьте, что «глубокого» не означает «объёмного»!). Куда распределяется поступивший воздух, мы уже знаем. Причём вдох очень короткий! Зачастую во время пения нет возможности делать длительный вдох. Вспомните хотя бы рондо Фарлафа из «Руслана и Людмилы» Глинки или рок-н-ролл. Поэтому вдох короткий и бесшумный.

Как я писала ранее, педагоги, объясняя тот или иной приём, зачастую применяют ассоциативные, образные примеры. Так вот, говоря о вдохе, я не раз слышала такие сравнения, как вдох во время лёгкого испуга чем-либо или в момент удивления. Объём набираемого воздуха зависит от поставленных задач (длительность фразы, верхние ноты и т.д.), но в любом случае избегайте перебора. Это не только затрудняет дело, но часто приводит к форсировке и фальшивой интонации. Хотя в реальной практике исполнители нередко берут дыхание одновременно ртом и носом (по ряду известных уже причин), но в учебном процессе неизменно нарабатывается вдох через нос. Во-первых, вдох через рот сушит гортань. Во-вторых, это не совсем гигиенично и бесшумно. Иногда невольно обращаешь внимание на «астматические» призвуки при вдохе через рот у некоторых певцов.

Следующим действием после вдоха совершенно предсказуемо будет выдох! Пение начинается на выдохе. Чтобы в этом убедиться, попробуйте сделать наоборот. Задача, стоящая пред вокалистом на выдохе, заключается в том, чтобы без какого-либо зажима, совершенно свободно и естественно, научиться правильно удерживать и расходовать набранный воздух так, чтобы он весь без остатка превращался в звук. Именно в этом заключается мастерство владения певческим дыханием. Что касается ощущений во время выдоха, то их описывают по-разному. Лучше всего, когда дыхание по ощущению словно стоит на месте, не уходит, а служит опорой звуку. Или вот какими сравнениями пользовался маэстро Барра: «Дыхание должно гудеть в тебе, как гудит пламя в камине при хорошей тяге, тогда оно будет свободным, проходящим и захватывать резонативные зоны. Оно как бы обратно речевому. В речи оно тратится, естественно вытекает, и живот при этом уходит, втягивается, а в пении дыхание обратное – мы набрали воздух, поём, а живот идёт несколько вперёд, а не назад. Кажется, что дыхание должно кончится, но мы ещё можем петь, поём, а живот идёт всё вперёд, не втягивается, как при речи. В пении нельзя давать ему уходить, проваливаться. Должно быть стремление удержать его и подать вперёд».

В связи с тем, что для многих эта тема является новой и не совсем простой, я предлагаю выделить основные моменты:

следите, чтобы корпус был свободен, плечи развернуты;

дышать легко и свободно, не перебирая воздуха;

следить, чтобы плечи и грудь при вдохе не поднимались;

вдох маленький, бесшумный (исключить порывистый и судорожный);

выдох долгий, эластичный;

в процессе пения следует удерживать вдыхательную позицию;

при выдохе соблюдайте чувство певческой опоры.


Хотелось бы предупредить, что с детьми занимаются несколько иначе – в щадящем режиме и по более деликатной системе!. Певческое дыхание воспитывается постепенно и систематично. Существует ряд упражнений, приёмов, направленных на постановку и закрепление певческого дыхания, которое доводится до автоматизма и становится естественным как для вокала, так и для обычной речи.

Источники: http://egurt.com.ua/article/20/36, http://vokalistu.blogspot.ru/2008/07/blog-post.html, http://www.edka.ru/breathing/vokalnoe-dyhanie

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения