Главная » Как правильно дышать

Как правильно дышать подъеме гору

Дыхание в горах

По мере подъема в горы давление кислорода в воздухе неуклонно снижается, что ведет к падению этого давления в альвеолах и, как следствие этого, к падению напряжения кислорода в крови. Если напряжение кислорода падает ниже 50—60 мм ртутного столба, насыщение кислородом гемоглобина начинает очень быстро уменьшаться.

Характеристика физиологических сдвигов при дыхании в горах

У большинства людей при дыхании в горах до высоты 2,5 км не наступает расстройств. Это не значит, что на высоте 2 км организм есть в таком же состоянии, как при барометрическом давлении на уровне моря. Хотя на высоте до 3 км кровь насыщена кислородом не меньше, чем на 90% своей емкости, но напряжение кислорода, растворенного в крови, здесь уже снижено и этим объясняется ряд наблюдаемых сдвигов при дыхании в горах. К ним относятся:

  • углубление и небольшое учащение дыхания;
  • учащение пульса и рост минутного объема;
  • некоторое увеличение ОЦК;
  • увеличенное новообразование эритроцитов;
  • небольшое, улавливаемое лишь очень тонкими методами, падение возбудимости рецепторов, исчезающее через двое-трое суток пребывания на указанной высоте.

Все эти изменения при дыхании в горах у здорового человека, однако, являются именно регуляторными процессами, нормальное протекание которых обеспечивает работоспособность на высоте. Недаром пребывание на высоте 1—2 км иногда используется как терапевтический прием при борьбе с некоторыми заболеваниями.

С высоты 3 км, а у ряда людей (при отсутствии мышечной работы) лишь с высоты 3,5 км, начинают обнаруживаться разные расстройства, что преимущественно зависит от изменения деятельности высших центров. При дыхании в горах уменьшается напряжение кислорода, растворенного в крови, падает также количество кислорода, связанного гемоглобином. Симптомы дыхательной гипоксии есть, когда насыщение крови кислородом падает ниже 85% кислородной емкости крови. Если же насыщение кислородом при дыхательной гипоксии падает ниже 50—45% кислородной емкости, то у человека наступает смерть.

Когда подъем на значительную высоту совершается медленно (например, при восхождении), то развиваются симптомы гипоксии, которые не обнаруживаются при быстро развивающейся гипоксии, ведущей к потере сознания. В этом случае вследствие расстройства высшей нервной деятельности отмечаются усталость, сонливость, дрожание, головная боль. одышка, сердцебиение, часто тошнота, иногда кровотечения (высотная болезнь или горная болезнь).

Изменение нервной деятельности может начаться еще до уменьшения в крови количества оксигемоглобина, завися от снижения напряжения кислорода, растворенного в крови. У собак некоторые изменения нервной деятельности отмечаются иногда уже на 1000 м, выражаясь сначала в увеличении условных рефлексов и ослаблении тормозных процессов в коре мозга. На большей высоте условные рефлексы уменьшаются, а затем (на высоте 6—8 км) исчезают. Уменьшаются и безусловные рефлексы. В коре мозга усиливается торможение. Если на небольшой высоте (2—4 км) изменения условных рефлексов отмечаются лишь в первое время, то на значительных высотах нарушения условнорефлекторной деятельности не уменьшаются при продолжающейся гипоксии, а скорее углубляются.

Обусловленные гипоксией от дыхания в горах изменения состояния коры мозга, конечно, влияют на протекание всех физиологических функций. Торможение, развивающееся в коре, может переходить и на подкорковые образования, что сказывается и в нарушении двигательных актов, и в усилении рефлексов на импульсы с интерорецепторов.

Предел переносимых высот

Зависимо от индивидуальных особенностей, тренированности высота, когда наступают расстройства при дыхании в горах, может быть разной, но эти расстройства, хотя и на разных высотах, наступают обязательно у всех.

Для здоровых людей можно указать в среднем следующую шкалу высот, где наступают определенные функциональные изменения организма:

  • до высоты 2,5 км большинство людей (а некоторые лица и до высоты 3,5—4 км) не испытывают значительных расстройств. Насыщение крови кислородом здесь еще выше 85% кислородной емкости, и из сдвигов в состоянии организма характерна лишь увеличенная деятельность дыхательной, сердечно-сосудистой системы, а также усиленное новообразование эритроцитов;
  • на высоте 4—5 км начинают отмечаться расстройства высшей нервной деятельности, регуляции дыхания, кровообращения (эйфория или тяжелое самочувствие, легкая утомляемость, чейн-стоксово дыхание, резкое учащение пульса, иногда коллапс);
  • на высоте 6—7 км эти симптомы становятся весьма серьезными для большинства людей, за исключением лиц, специально тренированных;
  • дыхание в горах на высоте 7—8 км всегда ведет к тяжелому состоянию и опасно для большинства людей, а высота 8,5 км есть пределом, выше которого без вдыхания кислорода не может подняться человек.

У животных, постоянно обитающих в горах, отмечается значительное недонасыщение крови кислородом. Например, у овец на высоте 4000 м насыщение крови кислородом составляет лишь около 65% кислородной емкости, однако какие-либо патологические симптомы гипоксемии при этом отсутствуют.

Спасибо, что дочитали. Получите подарок !

Сообщения по теме:

Глава 8. ДЫХАНИЕ

ОСОБЕННОСТИ ДЫХАНИЯ ПРИ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКЕ И ПРИ ИЗМЕНЕННОМ ПАРЦИАЛЬНОМ ДАВЛЕНИИ О2

Дыхание при подъеме на высоту

С увеличением высоты над уровнем моря падает барометри­ческое давление и парциальное давление О2, однако насыщение альвеолярного воздуха водяными парами при температуре тела не изменяется. На высоте 20 000 м содержание О2 во вдыхаемом воздухе падает до нуля. Если жители равнин поднимаются в горы, гипоксия увеличивает у них вентиляцию легких, стимулируя ар­териальные хеморецепторы. Изменения дыхания при высотной ги­поксии у разных людей различны. Возникающие во всех случаях реакции внешнего дыхания определяются рядом факторов: 1) ско­рость, с которой развивается гипоксия; 2) степень потребления О2 (покой или физическая нагрузка); 3) продолжительность гипоксического воздействия.

Первоначальная гипоксическая стимуляция дыхания, возникаю­щая при подъеме на высоту, приводит к вымыванию из крови СО2 и развитию дыхательного алкалоза. Это в свою очередь вызывает увеличение рН внеклеточной жидкости мозга. Центральные хемо­рецепторы реагируют на подобный сдвиг рН в цереброспинальной жидкости мозга резким снижением своей активности, что заторма­живает нейроны дыхательного центра настолько, что он становится нечувствительным к стимулам, исходящим от периферических хеморецепторов. Довольно быстро гиперпноэ сменяется непроизволь­ной гиповентиляцией, несмотря на сохраняющуюся гипоксемию. Подобное снижение функции дыхательного центра увеличивает сте­пень гипоксического состояния организма, что чрезвычайно опасно, прежде всего для нейронов коры большого мозга.

При акклиматизации к условиям высокогорья наступает адап­тация физиологических механизмов к гипоксии. К основным фак­торам долговременной адаптации относятся: повышение содержания СО2 и понижение содержания О2 в крови на фоне снижения чув­ствительности периферических хеморецепторов к гипоксии, а также рост концентрации гемоглобина.

Дыхание при высоком давлении

При производстве подводных работ водолаз дышит под давлением выше атмосферного на 1 атм. на каждые 10 м погружения. Если человек вдыхает воздух обычного состава, то происходит растворение азота в жировой ткани. Диффузия азота из тканей происходит медленно, поэтому подъем водолаза на поверхность должен осуще­ствляться очень медленно. В противном случае возможно внутрисосудистое образование пузырьков азота (кровь «закипает») с тя­желыми повреждениями ЦНС, органов зрения, слуха, сильными болями в области суставов. Возникает так называемая кессонная болезнь. Для лечения пострадавшего необходимо вновь поместить в среду с высоким давлением. Постепенная декомпрессия может продолжаться несколько часов или суток.

Вероятность возникновения кессонной болезни может быть зна­чительно снижена при дыхании специальными газовыми смесями, например кислородно-гелиевой смесью. Это связано с тем, что рас­творимость гелия меньше, чем азота, и он быстрее диффундирует из тканей, так как его молекулярная масса в 7 раз меньше, чем у азота. Кроме того, эта смесь обладает меньшей плотностью, поэтому уменьшается работа, затрачиваемая на внешнее дыхание.

Дыхание чистым О2 кислородом

В клинической практике иногда возникает потребность в по­вышении Ро2 в артериальной крови. При этом повышение пар­циального давления О2 во вдыхаемом воздухе оказывает лечебный эффект. Однако продолжительное дыхание чистым кислородом О2 может иметь отрицательный эффект. У здоровых испытуемых отмечаются боли за грудиной, особенно при глубоких вдохах, уменьшается жизненная емкость легких. Возможно перевозбуждение ЦНС и появление судорог.

Полагают, что кислородное отравление связано с инактивацией некоторых ферментов, в частности дегидрогеназ.

У недоношенных новорожденных при длительном воздействии избытка О2 образуется фиброзная ткань за хрусталиком и разви­вается слепота.

Как быстро подниматься в гору на велосипеде

Опытный велосипедист понимает, что невозможно кататься все время только по ровной гладкой дороге. Достаточно часто на пути встречаются крутые подъемы, которые необходимо преодолеть и желательно с минимальными затратами энергии.

Есть несколько техник как взбираться на гору правильно и сохранить силы для дальнейшей поездки.

Сохраняйте темп

Скорость надо рассчитать так, чтобы при подъеме мощность движения не увеличивалась больше чем на 10%. Не нужно спешить за тем, кто едет быстрее и увеличивать скорость вначале подъема, тогда к концу не останется сил и может понадобиться даже слезть с велосипеда. Важно найти свой комфортный темп. Плавный ход на протяжении всего пути экономит силы.

Держитесь в седле

Старайтесь преодолевать препятствия сидя. Для того чтобы подъем давался легче во время движения тело, наклоняйте немного вперед при этом сместившись по седлу назад. При каждом вращении педалей тяните руль на себя с той же стороны, с какой нажимаете на педаль.

Понизьте передачу

Чтобы не тратить силы и не доводить себя до изнеможения необходимо понизить передачу. Выставить скорость таким образом, чтобы каденс составлял 70-90 вращений. Несмотря на то что педали вращать придется чаще, но даваться это будет легче нежели, если тянуть велосипед на более высоких скоростях, мы сохраним как заданный темп, так и энергию.

Сделайте силу сцепления больше

Когда движение идет вверх по крутой возвышенности, может возникнуть пробуксовка задних колес. Чтобы этого избежать вес тела необходимо перенести назад, таким образом, сцепление с землей станет больше и движение будет легче.

Правильный выбор кассеты

Опытный велосипедист знает, что на пути могут встретиться разные препятствия, поэтому предусмотреть важно их все. Проверьте сколько зубцов находится на самой большой звездочке. Лучше если их будет там 28. Если их меньше, то при подъеме вам этого может не хватить, т.е. движение не будет становиться легче даже при понижении передачи.

Использование контактных педалей

Во время движения на педаль вы давите не только сверху, но и вытаскиваете их из нижнего положения, таким образом, совершаете круговое вращение. Для преодоления крутого препятствия это будет наиболее актуально, когда любое усилие играет важную роль.

Блокируйте амортизационную вилку

Большинство современных велосипедов позволяют блокировать вилку даже в движении. Это позволит сохранить энергию, не тратя ее на сжатие переднего амортизатора во время движения.

Добивайте холм стоя

Если холм очень крутой и до конца осталось не так много, то для того чтобы преодолеть его можно встать и доехать на ногах. Чтобы избежать частого прокручивания педалей и расходования сил впустую перед этим маневром нужно передачу повысить. Скорость движения станет выше за счет вращения педалей всем телом. Во время движения не нужно переваливаться с боку набок, так вы тратите свою энергию, старайтесь двигать велосипед из стороны в сторону.

Совершайте подъем по более длинному радиусу

Несмотря на то что путь станет больше, но сил вы потратите меньше если будете двигаться как бы немного вдоль холма избегая очень крутых мест.

Научитесь правильно дышать

Сбивчивое дыхание очень мешает и не позволяет до конца совершить маневр, при этом расходуется большое количество энергии. Поэтому важно, чтобы дыхание сохранялось ровное. Старайтесь дышать в такт движения шатунов. Во время движения делайте вдох за полное вращение педалей левой или правой ногой. Оптимальный вариант, когда за два полных вращения совершается один вдох.

Регулярно тренируйтесь

Как и в любом другом деле важна регулярность. Постоянные тренировки научат правильно расходовать силы, быстро и правильно прокладывать маршрут. Только выносливый и опытный спортсмен сможет преодолеть быстро очень крутую возвышенность с максимальным сохранением сил.

На дорогах встречаются достаточно разные препятствия и если одним из них является крутой холм, то опыт, выносливость и правильная техника помогут быстро преодолеть его.

Выбирайте маршрут так, чтобы избегать максимально крутых подъемов. Старайтесь избегать толчков в движение, сохраняйте темп, так чтобы при въезде на возвышенность мощность движения не увеличивалась больше чем на 10%.

Учитесь правильно переключать передачи. Большая передача подходит только для прямой дороги. Чтобы подняться в гору, не потеряв скорости и сил, понижайте передачу, но избегая прокрутки педалей и потери равновесия.

Когда движение очень затруднено и не помогает понижение передачи начинайте ехать из стороны в сторону совершая зигзаги.

Правильно дышите, так вы снабжаете организм достаточным количеством кислорода.

Источники: http://surgeryzone.net/info/obshhemedicinskaya-informaciya/dyxanie-v-gorax.html, http://www.bibliotekar.ru/447/139.htm, http://veloinsider.ru/tehnik/kak-bystro-podnimatsya-v-goru-na-velosipede.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения